Что такое бренд-бук и кому он нужен

Что такое бренд-бук и кому он нужен
Представьте, вы запустили успешный стартап, который постепенно отвоевывает место в нишевом пространстве, становится узнаваемым и востребованным. И тут рекламщики что-то намудрили. Фон логотипа на ваших флаерах, условно, вместо брутального графитного стал кислотно-розовым. А ошибки в названии компании, набранном мимишным шрифтом, перечеркнули все претензии бренда на крутизну и солидность. Но это еще полбеды, потому что нерадивые менеджеры не только забрали заказ у полиграфистов, но и отчитались о проведении рекламной кампании. И вот уже потенциальные инвесторы обсуждают в кулуарах столь неординарный ребрендинг, а заодно смакуют медийную «утку» о том, что теперь вместо разработки софта компания будет отшивать женское белье на зависть продакт менеджерам фабрики «Большевичка».
Представили? А теперь можно глубоко вдохнуть, выдохнуть и сказать спасибо одному из топов IBM, который в 1956 году как в воду глядел и постарался свести к минимуму возникновение подобных казусов в отдельно взятой компании. Томас Уотсон не только озаботился идеей корпоративного дизайна, но и рекрутировал специалистов для создания наглядного пособия для тех, кто в танке – первого в своем роде бренд-бука. На выходе получилась довольно хлипкая брошюра, в которую вошли знаменитые полосатые логотипы IBM. Но это было только начало.
Сегодня подобные гайды ценятся НА ВЕС ЗОЛОТА, потому что представляют собой не просто набор логотипов компании. Это – своего рода система идентификации бренда по таким ключевым моментам, как:
- фирменный стиль (шрифты, логотип, фирменный знак, охранное поле изображений и прочие «фишки» графического дизайна);
- философия, миссия, ценности компании;
- стратегия продвижения;
- набор дополнительных визуальных материалов (фото, инфографика);
- примеры оформления различных объектов с использованием фирменного стиля (полиграфия, сувенирная и рекламная продукция).
На самом деле бренд-бук может содержать любую информацию о компании, вплоть до дресс-кода персонала. Опытным путем даже выведена прямая зависимость между масштабами бренда и толщиной его бренд-бука. И да, все без исключения успешные стартапы проходят путь создания такой системы идентификации с нуля. Кто-то пытается делать это самостоятельно, другие решают не ходить окольными путями и сразу обращаются за помощью к специалистам по брендингу.
Второй вариант – это всегда дорого и с большой вероятностью перфекционизма на всех этапах. Над айдентикой бренда работает целая команда. Одни создают графику, другие придумывают слоганы и рассказывают о миссии компании, третьи – приводят разрозненную информацию к общему знаменателю и собирают в единое целое бренд-бук. После этого его можно с чистой совестью рассылать партнерам, инвесторам, клиентам, рекламщикам. Особенно – последним, ведь они так любят перевирать названия, менять шрифты и экспериментировать с чужими логотипами.
Стоит ли вообще во все это ввязываться? Решать вам. Но если есть хоть малейшее опасение, что однажды ваш условный бренд по разработке софта будет ассоциироваться с женскими стрингами, самое время заказывать бренд-бук.