Шереметьево
Заказчик. Шереметьево — крупнейший международный аэропорт России по пассажиропотоку и грузообороту, входит в пятерку ведущих авиационных хабов Европы. В советский период был главным международным терминалом, формируя первое впечатление о стране у иностранных гостей. Сегодня Шереметьево сохраняет свою репрезентативную роль, ежегодно принимая более 30 миллионов пассажиров, что предъявляет высокие требования к эффективности всех инфраструктурных решений — в том числе навигации, от которой зависит качество пользовательского маршрута.

Исходная ситуация
На момент начала проекта навигационные решения в Шереметьево не имели единого визуального стандарта. В терминале F (бывший Шереметьево-2) и терминале D («новом» терминале) применялись отдельные не синхронизированные стандарты. Это усложняло ориентацию для пассажиров и увеличивало нагрузку на сотрудников.
Команда Minale получила запрос разработать целостную навигационную систему, основанную на международных принципах проектирования.

Задачи проекта
Создать унифицированную навигационную инфраструктуру, визуально и логически связанную во всех терминалах аэропорта Шереметьево. Устранить противоречия между существующими стандартами и обеспечить комфортный, интуитивный маршрут для пассажиров всех категорий. Обновленная система навигации должна быть масштабируемой, читаемой и адаптируемой к архитектуре каждого терминала.
Подход
Проект начался с аудита текущего состояния пассажирских маршрутов, структуры указателей и визуальной среды терминалов. Одним из приоритетов стало выравнивание пользовательского опыта на всех этапах пути — от парковки и входных групп до зон ожидания, трансфера и посадки.
Мы применили наш опыт работы над аналогичными проектами, включая создание масштабной системы навигации в международном аэропорту Сиднея — крупнейшей воздушной гавани Австралии и Тихоокеанского региона.

Решение
Наши специалисты создали новую навигационную инфраструктуру, связавшую все ключевые зоны аэропорта в единую эргономичную среду. Мы обновили дизайн указателей и навигационных конструкций, включая подвесные элементы (лайтбоксы, крепящиеся к потолку и стенам) — унифицированные формы, цветовая кодировка и модульные принципы размещения позволили согласовать навигацию в терминалах D, E и F.
Мы полностью трансформировали напольную навигацию. Вместо разрозненных графических элементов выстроили логичную и непрерывную траекторию движения, которая интуитивно ведёт пассажира.
Отдельное внимание уделили зонам повышенной нагрузки — парковкам, трансферным точкам, участкам пересадки, — внедрив навигационные сценарии, снижающие риски потери направления, особенно в условиях большого пассажиропотока.
Мы переработали систему подачи информации: предложили новую палитру, усилили контрастность, подобрали шрифты для лучшей читаемости и разработали библиотеку пиктограмм, сочетающую международные стандарты и локальные особенности.
Все навигационные решения были протестированы в условиях интенсивного пассажиропотока. Конструкции удобны в эксплуатации, соответствуют требованиям безопасности и доступности для людей с ограниченными возможностями.
Результат
Внедрение обновлённой навигационной системы позволило аэропорту Шереметьево перейти на новый уровень пользовательского сервиса. Навигация стала интуитивной, непрерывной и визуально согласованной во всех терминалах, значительно сократив количество навигационных запросов и повысив самостоятельность перемещения пассажиров. Проект обеспечил чёткую пространственную ориентацию и снизил нагрузку на персонал, особенно в пиковые периоды. Благодаря модульному принципу и высокой читаемости элементов, систему легко масштабировать и интегрировать при дальнейшем развитии инфраструктуры аэропорта.
Результатом работы команды Minale Tattersfield стала навигационная среда международного уровня — современная, функциональная и соответствующая статусу одного из крупнейших транспортных хабов Европы.


