Skip to main content

Композиция в графическом дизайне

Автор
Алексей Гончаренко
Алексей Гончаренко
12 марта 2024

Композиция является одним из ключевых навыков в графическом дизайне, поскольку она ВО МНОГОМ определяет, насколько успешным будет итоговый дизайн.

 

Композиция влияет на то, как зритель воспринимает изображение, и определяет, насколько оно гармонично и эффективно. Мы рассмотрим основные принципы композиции и предложим практические советы, которые помогут вам создавать более привлекательные и эффективные графические работы.
 
Рассмотрим следующие принципы:
БАЛАНС И СИММЕТРИЯ
ВЫРАВНИВАНИЕ
ТОЧКА ФОКУСИРОВКИ
ИЕРАРХИЯ
НАПРАВЛЕНИЕ ВЗГЛЯДА
ДОМИНИРУЮЩИЙ ЭЛЕМЕНТ
НЕГАТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО
  Имидж Canva
 

Баланс и симметрия

Как живые существа, мы запрограммированы на поиск симметрии, потому что она существует в мире природы. Например, раковина улитки - это самоподобный объект, повторяющий себя, становящийся все меньше и меньше, причем во всех масштабах. Это явление широко известно как золотое сечение, пропорции которого найдены в Моне Лизе и пирамидах Гизы. Нам нужны баланс и симметрия в дизайне, потому что это снимает наше напряжение по поводу визуального хаоса, то есть некоторым образом упорядочивает объекты. Логотип канувшего в лету Twitter, например - эито хороший пример дизайна, соблюдающего принцип баланса, и соответствующего пропорциям золотого сечения.
 

Выравнивание

Выравнивание - это взаимное расположение отдельных элементов дизайна по отношению друг к другу. Это также относится к размещению элементов дизайна вверху, внизу, по бокам или в середине страницы. Выбранный вами способ выравнивания элементов определяет успех композиции вашего дизайна. Например: обложка журнала ниже. Текст сгруппирован по краям, оставляя достаточно места для изображения на обложке, чтобы создать правильный эффект. Обратите внимание, что в дизайнерской композиции используются простые однотонные цвета.
 

Точка фокусировки/фокусная точка/focal point

Этот принцип вдохновлен фотографией. Правило фокуса композиции в дизайне тесно переплетено с визуальной иерархией.
При разработке дизайна задайте себе вопрос: куда я хочу, чтобы моя аудитория смотрела в первую очередь?
Красный круг и квадраты (на картинке ниже) являются точками фокусировки. Круг является доминирующим элементом или доминирующей точкой фокусировки.
Как и в случае с доминирующим элементом, вы можете создавать фокусы, придавая им больший визуальный вес, чем всему остальному, кроме доминирующего элемента, который, опять же, является вашим наиболее доминирующим фокусом. Вы также можете создать визуальное направление, которое приведет к разным фокусам. Контраст — хороший способ создать фокусные точки, потому что контраст привлекает внимание к себе.
Все, что можно передавать при помощи контраста, и все, что может повлиять на визуальный вес или направление, можно использовать для создания фокуса точно так же, как это можно использовать для создания доминирующего элемента. Разница лишь в силе акцента.
Имидж smashingmagazine.com
 

Иерархия

В любой графической работе необходимо структурировать элементы и установить для них приоритет.
Принцип приоритизации объектов и называется иерархией. В идеале визуальная иерархия соответствует концептуальной иерархии вашего контента.
Если заголовок статьи важнее подписи в статье, то заголовок должен быть более визуально доминирующим. Основывайте свою визуальную иерархию на реальных приоритетах представляемой информации. Во-первых, расставьте приоритеты для всего, что будет размещено на странице, и как только они будут установлены, разработайте визуальную иерархию, соответствующую этому приоритету.
Визуальная иерархия позволяет посетителям просматривать информацию, помогает вам передать сообщение быстро и эффективно. Верхняя часть иерархии (доминирующий элемент) должна помочь ответить на вопросы, которые могут возникнуть у посетителя сразу после перехода на страницу или просмотра рекламы. В течение нескольких секунд посетители смогут уловить ключевые моменты и основное послание. Они смогут добиться этого, если вы сделаете самую важную информацию наиболее визуально заметной. Аудитория, которая остаются с вами дольше, чем несколько секунд, должна иметь возможность просмотреть ключевые точки вашего дизайна, чтобы получить следующее наиболее важное сообщение(я), которое вы хотите передать. И так далее с остальной вашей информацией.